Многие родители считают, что ребенка не следует брать в бассейн раньше шести или даже двенадцати месяцев, потому что он кажется им слишком беспомощным. Конечно, можно начинать плавать потихоньку и вводить в воду сначала в ванне, а позже перейти бассейн. Также можно начать в первый месяц после родов, нужно только дождаться, когда заживет пупочная рана.

Когда можно начинать учить ребенка плавать?

Что дают водный виды спорта для здоровья и развития ребенка? Можно ли в первые месяцы жизни ребенка посещать бассейн и учится нырять? Физиотерапевты и педиатры, например Комаровский Е.О., говорят, что детям не опасно учиться нырять и желательно это начинать до достижения ими восьмимесячного возраста.

На ранних этапах жизни ребенка рекомендуется каждый вечер перед сном проводить купание в ванной, поскольку ребенок успокаивается и расслабляется перед сном.

В воде ребенок обычно чувствует себя в безопасности и спокойствии, потому, что эта среда напоминает пребывание в амниотической жидкости в утробе матери.

Некоторые медицинские учреждения приглашают родителей с детьми на занятия в воде с двухмесячного возраста. Молодые мама, папа и ребенок уже ознакомились с такими предложениями, но тем не менее они очень обеспокоены тем, как правильно ухаживать за ребенком и как ему помочь приспособиться к тому, чтобы находиться в этом мире. Есть разные методики обучения плаванию в раннем возрасте и у каждой свои особенности.

Педиатры отмечают, что ребенок сможет научиться плавать по-настоящему, не ранее трех-четырех лет. Плавание давно применяется для лечения и профилактики – еще в советские времена оно использовалось в реабилитационных центрах при детских больницах и поликлиниках.

Уроки плавания лучше начинать в возрасте четырех лет, когда ребенок сможет плавать без помощи родителей. До этого момента, особенно в течение первого года жизни – слишком рано учиться плавать, движения ребенка в основном определяются рефлексами – то есть они еще не осознают себя, нет осознанности движений. Основными задачами занятий являются – содействие развитию, укрепление здоровья и привыкание к воде.

Сейчас очень популярна тема обучения плаванию в грудничковом возрасте. Дети начинающие так рано плавать обычно опережают в развитии “неплавающих” детей. Водные упражнения позволяют им раньше начать держать голову, ходить, ползать. В некоторые случаях, занятия плаванием помогают недоношенным малышам активнее развиваться и догнать в развитии своих сверстников.

Ранее были разработаны методики Фирсова З.П. и Чарковского И.Б. Первая, признанная официально Министерством здравоохранения, содержит в себе упражнения похожие на аквагимнастику, основана на рефлексе “выживания” у младенцев, который закрывает дыхательные пути при попадании жидкости в носоглотку, то есть рефлекторно задерживает дыхание, и совершает движения руками и ногами в воде. Задача методики – научить ребенка держаться на воде без помощи, нырять на небольшую глубину и плавать под водой несколько секунд. Все это, согласно методике, ребенок осваивает за 9-12 месяцев.

Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

Второй метод разработан одним из основоположников родов в воде в России – И.Б. Чарковский. Метод основа на неоднократном погружении младенцев воду с большой интенсивностью, невзирая на его реакцию. Естественно, у малыша активируется рефлекс, и он интуитивно задерживает дыхание под водой. Также этот метод называют “проныриванием”. Такой стрессовый фактор, по мнению ученого, активизирует работу мозга малыша. Изначально данная теория была разработана для помощи в реабилитации недоношенных детей.

Оба метода связаны со стрессовым фактором, как со стороны ребенка, так и родителей. Поэтому в последнее время популярна стала методика американского специалиста врача-антрополога миссис Фридман. Ее подход, как мамы четверых детей, существенно отличается от ее предшественников, так как она разрабатывала его не только с точки зрения медицины, но и материнства.

Она исключает введение ребенка в стресс во время плавания, а в основу методики закладывает комплекс упражнений в воде с элементами игры. Ключевое для миссис Фридман – комфорт малыша, общение и контакт с мамой.

Для каждого возраста она разработала свой комплекс упражнений, с учетом состояние здоровья ребенка, его навыков и физической подготовки. Очень важно, чтобы введение ребенка в бассейн происходило спокойно и комфортно, чтобы первое впечатление было хорошим. Ребенка следует постепенно опускать в воду, сначала окуная только конечности, иначе он может испугаться и начать протестовать.

В идеале, в группе должно быть не более 4-5 детей, чтобы специалист или тренер успел подойти к каждому, убедиться, что родители все делают правильно, исправляя что-то, если это необходимо. Температура воды в бассейне обычно не ниже 31 градуса, а урок длится 15-30 минут. Во время занятий в воде ребенок ребенок активно двигается. После 15 минут занятий малышу обеспечен крепкий беспробудный сон. Кроме того, вода оказывает массажный эффект на ребенка, что благоприятно влияет на периферическую нервную систему. Время проведенное в бассейне дарит незабываемые эмоции маме и ребенку, что позволяет сбросить стресс и обеспечивает своеобразную психологическую разгрузку.

Нырять или нет ребенку?

Примерно до восьми месяцев у ребенка сохраняется дыхательный рефлекс: как только вода попадает на лицо ребенка, он на мгновение перестает дышать, потому что вход в легкие автоматически закрывается. Так что сейчас, возможно, самое хорошее время научиться нырять. Если это делать регулярно, ребенок, как правило, сможет задерживать дыхание под водой даже после восьмимесячного возраста.

Однако, если вы начнете позже тренировать погружения, процесс следует отложить до четырехлетнего возраста, дождавшись когда ребенок научится сознательно задерживать свое дыхание.

Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

Как ребенка учат нырять в первые месяцы жизни?

Обычно ребенка держат на левой руке, а правой рукой поливают спинку водой. Затем наносят несколько капель на голову. Как только вода попадает в глаза, он задерживает дыхание. Тренер командует: ныряй! Отныне эти действия всегда будут давать ребенку сигнал о том, чего его ждет впереди. В первый раз ребенка медленно опускают под воду на короткое время, которое в дальнейшем постепенно увеличивают.

Некоторые считают это очень полезным и правильным занятием, а другие убеждены, что ребенок при погружении испытывает сильный стресс.

Конечно, выбор остается за родителями. Но, если никто не возражает, а ребенок чувствует себя хорошо, почему бы ему не освоить навык, который будет полезен на всю оставшуюся жизнь?

11 причин начать плавать с самого младенчества

1.Гимнастика в воде способствует развитию ребенка

Часто родители с радостью говорят, что ребенок начал ползать вскоре после урока ныряния или впервые сделал какое-либо движение. Это может быть потому, что на занятиях вместе с тренером ребенок делает соответствующие возрасту движения в воде и осваивает их легче и быстрее.

2. Хорошие навыки плавания значительно снижают риск утопления

Утопление является одной из наиболее распространенных причин смерти детей и подростков в России. Часто причиной утопления является паника. Дети, которых привели в бассейн с раннего возраста, чувствуют себя в воде в безопасности, поэтому они намного лучше справляются с неожиданными, опасными ситуациями.

3. Занятия в воде рекомендуются для детей с повышенным и пониженным мышечным тонусом

И гипертонус, когда мышцы слишком напряжены, и гипотонус, когда они очень слабы, могут быть причиной того, что ребенок отстает от своих сверстников в физическом развитии. Вода творит чудеса – дети, у которых мышцы очень напряжены, двигаясь в довольно теплой воде, расслабляются, а те, у кого слабые мышцы, становятся сильнее и крепче.

4. Плавание тренирует и укрепляет сердечно-сосудистую систему

Правильное дыхание во время плавания и погружения увеличивает объем легких, тем самым улучшая снабжение кислородом каждой клетки организма. Движения в воде также улучшают кровообращение, и, как следствие, снабжение клеток организма кислородом и питательными веществами. Когда человек бежит, кровь больше всего течет к ногам, когда гребет – к рукам, но при плавании – к мозгу, который является нашим самым важным органом. Плавание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка.

5. Укрепление всех групп мышц

Плавание, возможно, единственный вид спорта, который укрепляет практически все группы мышц, помогает сформировать правильный мышечный скелет. Когда ребенок учится правильно дышать в воде, плавание тренирует даже мышцы челюсти и губ, которые участвуют в произношении звуков и важны для развития языка.

6. Водные занятия успокаивают гиперактивных детей

Занимаясь спортом и плавая, дети они расходуют энергию и устают, а вода положительно влияет на нервную систему.

Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

7. Массажный эффект

Кожа имеет миллионы сенсорных рецепторов, а в воде она получает некий микромассаж, который оказывает успокаивающее действие на нервную систему.

8. Меньше травм

Упражнения в бассейне имеют гораздо меньший риск получения травм, чем от занятия на твердой поверхности. В воде ребенок не может делать слишком резких движений (поэтому сложно что-либо сломать или растянуть) и ниже нагрузка на позвоночник и суставы. Поэтому плавание в бассейне безопасно для детей с избыточным весом и такими проблемами с суставами как артрит.

9. Укрепление суставных связок

Водные виды спорта являются безопасным способом укрепления мышц и суставных связок.

10. Малыш учится спать на животе

Некоторые дети не любят спать на животе, потому что матрас давит и вызывает дискомфорт. В воде же, эта поза чаще всего вызывает радость, потому что ничто не мешает и можно свободно двигаться, имея больше обзор, чем лежа на спине. Малыш постепенно привыкнет спать на животе и научится устойчиво держать голову.

11. Закаляет и укрепляет иммунитет

Часто бывает, что до посещения бассейна ребенок часто болеет, но как только он начинает посещать бассейн, частота заболеваний снижается. Конечно, чтобы избежать обратного эффекта, зимой не следует выходить на улицу с мокрыми волосами.

Шаг за шагом. Как научиться плавать самостоятельно

Необходимо повышать осведомленность детей о важности здорового образа жизни и физической активности, поскольку это будет определять их образ жизни на всю оставшуюся жизнь. Плавание также является основой многих водных видов спорта и активного отдыха на воде – гребля, серфинг, парусный спорт, дайвинг и многие другие. Плавание – одно из лучших спортивных занятий, потому что во время плавания задействованы все группы мышц тела. Плавание – отличный способ снять стресс, особенно для детей. Укрепляется иммунитет, снижается риск заболеваний дыхательных путей.

Уроки плавания в школах – достаточно ли?

В большинстве школ в России дети не получают хотя бы минимальных уроков плавания. По статистике, дети, которые не учатся плавать в школе, не только не владеют основными навыками, но и не могут правильно оценить различные факторы риска в воде.
Умение плавать и знание безопасности на воде – жизненно важные навыки. Навыки плавания, способность распознавать рискованную ситуацию в воде или рядом с ней и уметь реагировать соответствующим образом – это важное умение, которая играет ключевую роль в сокращении числа утонувших среди детей и подростков.

Навыки плавания позволят ребенку в будущем безопасно проводить время, как на пляже, так и занимаясь в активными водами спорта. Морские прогулки, вейкбординг, водные лыжи и другие виды активного отдыха создадут приятные эмоции.

Я сам научу ребенка плавать!

Прежде чем начать учить ребенка плавать, стоит подумать о том, обладаете ли вы сами навыками плавания настолько, чтобы помочь ребенку в случае угрозы утопления. Статистика говорит о том, что больше половины всех взрослых не умеют плавать или просто думают, что умеют плавать достаточно, чтобы спасти другого. Часто можно на пляже наблюдать, как родители держат паникующего ребенка в воде, говоря: “вода хорошая”. Боязнь воды после этого может длиться всю жизнь.

Оптимальный возраст для обучения плаванию – семь-восемь лет, потому что ребенок уже достаточно вырос и он понимает, что он делает и что он может сделать.

В настоящее время методика обучения плаванию полностью изменилась – упражнения, используемые на уроках, имеют элементы игры в соответствии со способностями соответствующего возраста. Кроме того, мы должны научить ребенка не только плавать, но и понимать опасности воды, если вести себя безрассудно или не соблюдать технику безопасности.

Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

Рекомендуется познакомить ребенка с водоемами с самого раннего возраста, чтобы они не боялись воды. Желательно, чтобы ребенок мог исследовать воду и всех, кто в ней обитает. Рекомендуемая глубина, на которой ребенок лучше всего учится плавать – до подмышек. Важно, чтобы ребенок всегда мог встать в воде на ноги.

Если вы учите своего ребенка самостоятельно, помните:

  • В первый раз в воде держите ребенка так, чтобы его голова была над водой.
  • Следующий шаг – поддерживать ребенка рукой под животиком и позволить ему освоиться в воде.
  • Когда ребенок почувствует себя в воде достаточно безопасно, научите его находиться под водой и выдыхать воздух, образуя пузыри.
  • Когда предыдущее задание было успешно выполнено и ребенку это понравилось, вы можете попробовать поплавать на спине. Голова при этом должна быть слегка наклонена вперед. После того, как ребенок расслабился, его можно медленно перемещать по поверхности воды.
  • Когда ребенок находится в положении на спине или животе, он может двигать прямыми ногами «ножницами» и двигать руками небольшими гребковыми движениями.
  • Тренировать движения ног и рук можно также у бассейна или на берегу.
  • Если ваш ребенок научился двигать ногами и умеет грести вперед, его можно держать в воде на руках или использовать доску или другой плавательный инструмент.

Типичные ошибки родителей

  • Идея, что “ты можешь научиться плавать через страх”, ошибочна, заставлять плавать ребенка нельзя.
  • Убедитесь, что ребенок с удовольствием посещает занятия. Рекомендуется узнать, чему он научился в бассейне с тренером, или наблюдая за другими ребятами со стороны.
  • “Научиться плавать можно быстро” – некоторые родители хотят увидеть быстрый результат. Процесс обучения может быть различным в любом возрасте, самые маленькие дети только-только узнают новую среду, осваивают движения в воде. Регулярно посещая занятия в возрасте пяти или шести лет, дети только начинают изучать правильные приемы плавания. Дети школьного возраста уже выполняют упражнения и могут преодолевать большие расстояния.
  • “Уроки плавания – это легко” – физическая и эмоциональная нагрузка на уроках в бассейне недостаточно оценена. В связи с занятиями по плаванию, родителям необходимо сбалансировать ежедневную нагрузку ребенка. После школы, факультативов и занятий плаванием в конце дня ребенок может быть настолько уставшим, что инструкции тренера вызовут негативные эмоции.
  • “Уроки плавания зимой приводят к простуде” – напротив, регулярные занятия в воде укрепляют иммунитет, и, если нет температуры и недомогания, нет причин отменять визит. После посещения бассейна рекомендуется не спешить, тщательно высушить волосы и воду в ушах, а не выбегать сразу.
Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

Важные правила для детей при купании в бассейне или водоемах

  • Официальные места для купания имеют правила безопасности – обязательно прочитайте их. Если что-то пойдет не так – вы будете знать, что делать.
  • Следите за погодой! Рекомендуется плавать, если температура воды достигла не менее +18 градусов.
  • Независимо от того, насколько теплая вода, не плавайте при сильном ветре, ночью или во время грозы.
  • Рекомендуется медленно погружаться в воду, чтобы не испытывать судорог, болей в ногах, руках или в любом другом месте тела при резком изменении температуры тела.
  • Никогда не плавайте в одиночестве, предупредите родителей или друзей о том, как долго и как далеко планируете плавать.
  • Остерегайтесь течений или волн – спокойная вода лучше всего подходит для плавания.
  • Не прыгайте в воду! Даже в известных местах подводные условия могут быть переменными, и прыжок может привести к серьезным травмам или даже к трагедии.
  • Не пытайтесь на спор проплыть большое расстояние или нырнуть на глубину. Ради этого не стоит рисковать своей жизнью.
  • Если меняется погода, появляются первые признаки простуды или истощения – купание необходимо прекратить.
  • Если вы заметили, что кто-то ведет себя опасно или неосторожно, сделайте предупреждение! Возможно вы спасете этим чью-то жизнь.
  • Если ваши навыки плавания недостаточно хороши, используйте спасательный жилет. Ни надувные матрасы, ни круги или подушки не являются безопасными.
  • Не плавайте после еды в течении 1-2 часов.
Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

Что делать ребенку, если он видит тонущего человека:

  • Звать на помощь!
  • Не помогайте в одиночку, попросите кого-нибудь позвонить 112 или позвоните родителям!
  • Не паникуйте, старайтесь сохранять спокойствие!
  • Для спасения тонущего человека, поможет использование специального оборудования, а также то, что продлит его пребывание на воде. Это могут быть и различные предметы домашнего обихода – пластиковые бутылки, шарик, длинная палка или полотенце.
  • Оказывать необходимую помощь на берегу – согреть пострадавшего, успокоиться и ждать помощи!

Помощь пострадавшим

Как предотвратить утопление

Убедитесь, что человек тонет

Дети, а иногда и взрослые, особенно в праздничной или непринужденной обстановке, играя, делают вид, что тонут или зовут на помощь. Следовательно, в тот момент, когда вы замечаете, что ребенок или взрослый находится в беде, вам необходимо убедиться, что человек действительно тонет – обращаясь к нему, устанавливая зрительный контакт. Это займет у вас несколько секунд, оцените ситуацию, чтобы понять необходимость помощи.

Не погружайтесь в воду

В разгар ситуации помните, что вам не нужно сразу бросаться в воду. Кроме того, что детям обычно не разрешают плавать, если на берегу нет кого-то, кто за ним наблюдает, есть еще те, кто является обученным спасателем. Человек, который тонет, находится в состоянии сильного стресса, поэтому он может неосознанно утащить под воду и того, кто его спасает. В результате, позже, будут спасать уже двух утонувших. Однако, если уровень воды не слишком велик для “спасателя” и если взрослый человек может коснуться дна водоема ногами, следует сделать все необходимое для спасения утопающего. Выводить человека на берег из воды лучше держа за подмышки, туловище должно быть надо водой. Если это маленький ребенок, то его следует держать на руках и вынести на берег горизонтально, чтобы предотвратить кашель.

Помочь утопающему удержаться на воде

Чтобы помочь утопающему выбраться из воды, ему нужно дать предмет, за который он может держаться. Это могут быть спасательный круг, жилет, надувная подушка, веревка, палка и др.

Ребенка надо научить плавать!
Научи ребенка плавать!

Что делать, когда тонущий уже извлечен из воды?

Когда человек находится на берегу или в лодке, необходимо оценить его состояние и дальнейшие действия будут зависеть от того, как чувствует себя пострадавший.

1. Если состояние человека стабильное и пострадавший находится в сознании – то есть он может общаться – открыть глаза, говорить, у него может быть, кашель или рвота. Это положительные признаки. В этом случае план действий выглядит следующим образом:

  • успокоить пострадавшего;
  • по возможности снять мокрую одежду и надеть сухую одежду;
  • накрыть пострадавшего одеялом, курткой, пальто, чтобы человек не получил переохлаждение. Одним из возможных последствий утопления является переохлаждение тела;
  • разместить в положение, которое является наиболее удобным для него или нее – либо в положении сидя, наклонившись вперед или лежа на боку, при этом голова слегка расположена ниже, чем остальная часть тела, чтобы избежать удушья;
  • обратитесь к спасателям или в медицинский центр за врачом, чтобы провести обследование и получить необходимую помощь.

2. Если состояние менее стабильное, но человек кашляет, оцените эффективность его кашля:

2.1. Если кашель шумный, и человек может сказать несколько слов – это хороший знак. Если человек не испытывает сонливости и продолжает кашлять, действуйте следующим образом:

  • поощряйте пострадавшего кашлять. Если интенсивность кашля уменьшается, пострадавшего следует поощрять к более активному кашлю, пока он не перестанет испытывать раздражение дыхательных путей;
  • положите в безопасную позу – лучше расположить на боку, голова чуть ниже;
  • обратитесь к спасателям или в медицинский центр за врачом, чтобы провести обследование и получить необходимую помощь
  • Если в любое время человек потерял сознание, перейдите к следующему шагу (№ 3), послушайте дыхание и примите соответствующие меры.

2.2. Если кашель неактивный – неглубокий, тихий, редкий, человек не может вдыхать между эпизодами кашля, кожа становится бледно-голубоватой или если пострадавший начинает терять сознание, ему следует более активно помогать, усиливая кашель

  • Произвести в вертикальном (сидя) положении 5 хлопков по линии позвоночника от поясничного отдела к голове пострадавшего.
  • Уложить пострадавшего лицом вниз нижним краем грудной клетки (животом) на согнутое колено, чтобы голова оказалась намного ниже туловища. Это повышает давление в животе и способствует отводу воды.
  • эти действия повторяются до тех пор, пока состояние не изменится – кашель не станет более активным или человек освободиться от воды.

Если человек потерял сознание, перейдите к следующему шагу (№ 3), оцените дыхание и примите соответствующие меры.

3. Если человек находится без сознания или теряет его.

  • поместите пострадавшего горизонтально (лежа) на устойчивой поверхности, поместите голову ниже ступней, чтобы вода могла выходить наружу
  • пробное дыхание. Приложите ухо к носу и рту пострадавшего, направив взгляд на его грудь, и оцените дыхательную активность в течение 10 секунд с помощью трех чувств – я вижу, слышу и чувствую. Видны ли движения грудной клетки, дыхательные звуки и дыхание на коже?

3.1. Если дыхание обнаружено:

  • поместите пострадавшего в устойчивое боковое положение – нижняя нога прямая, верхняя нога согнута под углом 90 градусов к тазу и колену. Нижняя рука согнута под углом 90 градусов к локтю, верхняя рука согнута под еще более узким углом, верхняя часть руки находится под щекой, а голова отогнута назад. Голова в сложенном назад положении поможет закрепить ладонь верхней руки, которая находится под щекой пострадавшего;
  • время от времени следите за тем, чтобы пострадавший дышал и чтобы состояние не ухудшалось.

3. 2. Если дыхание не обнаружено или не дает результата (в течение 10 секунд после попытки проверить дыхание с помощью трех чувств, дыхание определяется поверхностно и только 1 раз), следует активно оказывать первую медицинскую помощь – начать непрямой массаж сердца и производить искусственное дыхание.

Искусственное дыхание и наружный массаж сердца для взрослых

Массаж сердца делается таким образом:

  • Надавливайте в область сердца 30 раз;
  • Вдох рот в рот 2 раза;
  • Проверка пульса и дыхания (ухо ко рту);
  • Надавливайте в область сердца 30 раз;
  • Вдох рот в рот 2 раза;
  • Проверка пульса и дыхания (ухо ко рту).

Делать до тех пор, пока состояние пострадавшего не изменится или пока не прибудет врач.

План дыхания и массажа сердца для детей

Начните с дыхания, делая 2-3 вдоха изо рта в рот. Если это незнакомый человек, рекомендуется использовать защитные маски. Сожмите пострадавшему нос и дуйте в рот. Вы должны дуть достаточно глубоко, чтобы грудь пострадавшего визуально поднималась.

  • 2 вдоха;
  • 15 надавливаний на грудную клетку;
  • 2 вдоха;
  • 15 надавливаний на грудную клетку;
  • повторять 2 вдоха и 15 надавливаний на грудную клетку до изменения состояния пострадавшего или прибытия врача

Выполнить массаж сердца. Для взрослого массаж выполняется обеими руками, а для ребенка – только одной. На вертикальной линии груди, на уровне сосков, поместите основание основания ладони вашей правой (для левшей – левой) руки. Слегка наклонитесь над пострадавшим, чтобы ваши руки были перпендикулярны ему. Локти должны быть прямыми во время массажа сердца.

Дыхание и массаж сердца выполняются до тех пор, пока состояние пострадавшего не изменится – либо он приходит в сознание, начинает двигаться, открывает глаза, начинает кашлять, рвет, ребенок плачет – когда пострадавший показывает, что он восстановил дыхание. Если состояние пострадавшего изменяется так, что чувствуется только дыхание без каких-либо других изменений, поместите его в устойчивое боковое положение и контролируйте его состояние.

Помните, для спасения жизни утопающего

  • Не прекращайте оказывать помощь, пока не прибудут медики;
  • Если вы устали физически, попросите кого-нибудь поблизости взять на себя спасение пострадавшего.

Вся информация на сайте носит исключительно обзорный характер. О наличии показаний и противопоказаний или побочных действиях – проконсультируйтесь со специалистом (врачом).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Предлагаем обсудить статью на нашем форуме – “Дети наши звезды”