“Порочный круг” социальных сетей приближает детей и подростков к депрессии

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

Недавние исследования показали, что регулярное использование социальных сетей может вызвать депрессию. Это особенно актуально для девочек-подростков.

Исследование, опубликованное в журнале Lancet Child & Adolescent Health, основано на интервью с 10 000 молодых людей в возрасте от 13 до 16 лет. Обобщая результаты, исследователи обнаружили, что социальные сети могут нанести вред психическому здоровью девушек, увеличивая вероятность их запугивания, а также снижая качество сна. Физическое состояние здоровья также снижается с учетом времени, проведенного в социальных сетях.

Результаты показывают, что социальные сети сами по себе не являются вредными, но их частое использование может влиять на время выделенное на деятельность, которая направлена на развитие, укрепление здоровья, занятия спортом, сон и другие. В то же время молодые люди сталкиваются с негативным контентом в Интернете, чаще всего с кибербуллингом, который, в свою очередь, негативно влияет на психическое здоровье и способствует развитию различных комплексов у детей, подростков и, особенно, у молодых девушек.

В ходе исследования специалисты выяснили, как часто подростки и молодые люди проверяют и используют самые популярные социальные сети в мире – facebook, instagram, whatsApp, twitter и Snapchat. Ответ – “не менее трех раз” зафиксирован как “очень распространенный”. В исследовании также уточнялось психологическое состояние подростков, их переживания, благополучие, уровень тревожности и насколько ребенок счастлив.

Исследователи обнаружили, что очень частое использование социальных сетей для обоих полов связано прежде всего с психологическим опытом – чем хуже настроение, тем чаще телефон поднимается. Особенно ярко выраженная тенденция наблюдается среди девушек. Для большинства или 60% девочек характерна неудовлетворенность действительностью и плохое настроение, которые побуждали их “сидеть” в социальных сетях дольше, а также вызывали бессонницу, создавая порочный круг, из которого трудно вырваться. Напротив, среди мальчиков это показатель составляет всего 12%.

Сотрудники Фонда Развития Интернет (РФ) провели Исследование цифровой социализации разных поколений: подростки и родители (2018-2020 гг.). Основные результаты:

Старшие подростки практически не чувствуют запретов по онлайн-активности и со стороны родителей, а каждый четвертый подросток никогда не сталкивается ни с какими запретами на пользование интернетом даже в школе со стороны учителей. Двое из трех старших подростков в будние дни проводят онлайн от двух до 5 часов, каждый пятый — шесть часов и более, а один из двадцати пяти (по сути, как минимум один подросток из учебного класса) — 12 часов и более. К выходным 12 и более часов в интернете проводит каждый десятый старший подросток…

Каждый второй подросток (54,5% среди подростков 12–13 лет и 47,4% среди подростков 14–17 лет) отмечают, что за последний год в интернете с ними происходило что-то, что расстроило их или заставило беспокоиться.

http://www.fid.su/projects/research/digital-socialization-in-adolescents

Каждому родителю необходимо отслеживать и, при необходимости, стараться сократить “время”, проводимое ребенком в социальных сетях, и быть “в курсе” как ребенок планирует и проводит свой досуг.

Недооценивают родители также и частоту столкновения подростков с рисками, но высоко оценивают свои способности помочь и способности ребенка справиться самого. Как и в исследованиях 2010 и 2013 года, подростки редко обращаются за поддержкой к родителям и практически никогда — к специалистам…

Каждый третий подросток 12–13 лет (34,0%) и каждый второй подросток 14–17 лет (49,8%) за последний год когда-либо встречался лицом к лицу с тем, с кем впервые познакомился в интернете, но, как правило, родители не знают об этом. Более чем каждый третий подросток (41,0% среди подростков 12–13 лет и 41,4% среди подростков 14–17 лет) отвечает, что был жертвой агрессии, когда по отношению к нему совершались обидные и неприятные вещи; при этом агрессия лицом к лицу несколько опережает киберагрессию. За последние 10 лет увеличилось количество подростков, сознавшихся в том, что они были инициаторами агрессии в отношении других (каждый третий)

http://www.fid.su/projects/research/digital-socialization-in-adolescents

Если вы подозреваете, что ребенок уделяет слишком много времени интернет общению, вам следует поощрять его или ее к активному отдыху, занятиям спортом или живому общению с родственниками.

Не обвиняйте жертв кибербуллинга

Для продуктивной работы с детьми, подвергшимися кибербуллингу, важно помнить о том, почему неправильно винить в чем-то жертву эмоционального унижения в Интернете и почему неприемлемо принимать и оправдывать поведение агрессора.

Кибербуллинг (кибермоббинг, троллинг) – это форма эмоционального насилия, которое может длиться 24 часа в сутки путем отправки жертве оскорбительных сообщений, комментариев, текстовых сообщений или даже анонимных звонков. Чтобы заметить, что происходит, родителям или опекунам нужно узнать основы буллинга и как на него реагировать в интернет-среде.

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

1. Кибербуллинг не разрушает личность, но ухудшает качество жизни

Чаще всего дети никому не говорят, что стали жертвами кибербуллинга, потому что они боятся, что взрослые отреагируют слишком эмоционально или осудят их. Взрослые также часто игнорируют случаи кибербуллинга, о которых сообщают дети, поскольку они считают, что дети должны пройти этот период как и сами родители ранее, и что такая “школа жизни” является нормальной частью детства, которая необходима для адаптации ребенка к социализации в обществе.

Такая позиция абсурдна – жертва кибербуллинга не “закаляется”, не учится справляться с ситуацией. Вместо этого у ребенка, ставшего жертвой кибербуллинга, начинает развиваться депрессия и повышается эмоциональная возбудимость, и, в последствии, он не пожелает общаться с одноклассниками и посещать школу. Жертвы кибербуллинга, как правило, замкнуты и проводят много времени в одиночестве. Часто они могут также неохотно проводить время с семьей или перестать делать то, что когда-то было весело.

Более того, если кибербуллинг длится в течение длительного времени, у жертвы могут возникнуть мысли о самоубийстве. А фаза эмоционального “восстановления” после случая кибербуллинга может занять несколько лет.

Следовательно, мнение о том, что “жертва кибербуллинга сама виновата в такой ​​ситуации”, является неверным и даже абсурдным, поскольку вместо того, чтобы искать поддержки со стороны других людей, ребенок может предпринять что-то самостоятельно или даже принять решение, угрожающее его жизни.

2. Жертва сама спровоцировала преступника?

Может быть несколько причин, в результате которых возникает кибербуллинг, но в большинстве случаев инициатива исходит от самих агрессоров. Зачастую, эмоционально унижая других в Интернете, агрессор чувствует себя сильнее и выше, поэтому у него все чаще появляется желание заявить о себе. Это также способ для него привлечь внимание или завоевать популярность среди одноклассников.

Если ребенок интроверт, то кибербуллинг может стать для него защитным барьером – таким образом он может попытаться скрыть свой страх общения с другими. Возможен также вариант, когда дети становятся агрессорами, если они ранее испытали на себе приемы кибербуллинга в прошлом.

Хотя жертву проще обвинить в возникшей ситуации, всегда следует помнить, что без действий агрессора кибербуллинг вообще не состоялся бы. В любом случае, когда родители или опекуны начинают решать проблему эмоционального насилия, в первую очередь необходимо выяснить причину ее возникновения в школе или дома. При разговоре с ребенком, который оказался в роли агрессора, важно помнить и постараться донести до него, что все могут совершать ошибки, но важнее их исправить. Например, объясняя последствия действий ребенка, удаляя отвратительные записи, принося извинения жертве и обсуждая ответственных.

Вместо того, чтобы считать, что жертва насилия виновата сама, мы должны думать о том, как каждый из нас может помочь участникам данной ситуации. Самое важное – помочь жертве кибербуллинга, протянув руку помощи в нужное время, чтобы своим сочувствием и человечностью, помочь пострадавшей стороне противостоять и смягчить эмоциональное унижение.

3. Сохранить доверие детей и вовремя помочь

По мнению экспертов, чаще всего дети и подростки скрывают, то что они подверглись кибербуллингу. Они могут неохотно говорить о ситуации, потому что они могли часто слышать от взрослых фразы: “Вы сами должны справляться с трудностями” или потому, что бояться осуждения или обвинений со стороны родителей. Взрослые же могут не заметить возникновения кибербуллинга, так как в подростковом возрасте происходит много других изменений в поведении ребенка, не связанных с его сетевой активностью.

В первую очередь, ребенка не нужно оставлять наедине со своими проблемами! Ситуацию можно улучшить, установив доверительные отношения с ребенком и наблюдая за его или ее поведением. Важно, чтобы взрослые также изучали и расширяли свои знания в области кибербуллинга, а также проявляли свой интерес к тому, что ребенок делает в Интернете. Например, какие социальные сети использует, в какие игры играет, в каких группах участвуют, каковы его текущие темы разговоров в мессенджерах и др.

Можно начать разговор с ребенком, задавая открытые, но наводящие на мысль вопросы и внимательно выслушивая его слова. Для ребенка важно чувствовать сочувствие и чтобы кто-то его слушал, поэтому его не следует критиковать и стыдить, он не должен чувствовать себя виноватым. Правильным курсом в беседе будет проявление со стороны взрослого эмоциональной поддержки, интереса, и, выслушав ребенка, согласование с ним следующих шагов для разрешения ситуации. Если ребенок чувствует поддержку, ему или ей будет легче обратиться к взрослым за помощью в подобных ситуациях в будущем.

Кибербуллинг (кибермоббинг) или эмоциональное унижение в Интернете – это относительно новая форма насилия, которая стала актуальной с развитием технологий.

Цифровой мир неизбежно будет продолжать развиваться в будущем, и для всех важно, чтобы в нем доминировали ответственность и безопасность.

Поэтому необходимо помнить, что Интернет является общей проблемой – мы все несем ответственность за то, что там происходит. Когда вы замечаете кибербуллинг против любого ребенка или подростка, каждый взрослый должен принять меры для его предотвращения. Важно не быть равнодушным, потому что как бы жестко это ни звучало – в любой момент каждый может стать жертвой агрессора.

Внимание, кибербуллинг!

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

Хотя троллинг наиболее заметен в различных социальных сетях, часто бывает так, что издевательства и получение угрожающих, оскорбительных сообщений также происходят в электронных письмах, мобильных приложениях, в мессенджерах, личной переписке WhatsApp, а также в групповых чатах, текстовых сообщениях и даже телефонных звонках.

Кибербуллинг можно определить по его проявлениям.

Например, это могут быть унизительные фотографии или компрометирующие видео с нежелательными комментариями.

Угроза также может быть с фиктивного профиля, который регулярно публикует оскорбительный контент. Кроме того, исключение одного человека из группового чата, где его продолжают высмеивать, также является кибербуллингом.

В результате поведение жертвы резко меняется. Например, ребенок может внезапно испытать неприязнь к мобильному устройству или очень эмоционально реагировать, как только приходит новое сообщение (начать плакать, злиться и т.д.). Он может стать замкнутым, чрезмерно эмоциональным, негативно относиться к своим сверстникам или потерять интерес к хобби и другим занятиям, которые раньше приносили ему радость.

Не только родители ребенка могут заметить что что-то не так, но и другие взрослые. Например, родители одноклассников или друзей ребенка.

Не игнорируйте проблему и действуйте!

Кибербуллинг – стал актуальной проблемой настоящего времени, он также присутствует среди детей в летних лагерях, в поездках на отдых и т.д. Специалисты отмечают, что эмоциональное унижение в Интернете для детей и подростков является очень серьезным опытом.

Прежде всего, важно сохранить доказательства – скриншоты, которые подтверждают то, что произошло.

Сразу после возникновения подобной ситуации, важно сообщить об инциденте родителям, ответственным лицам, а также, при необходимости, попросить совета и консультации, позвонив по горячей линии телефона доверия “Дети Онлайн” 8 800 25 000 15. Также можно сообщить о грубых комментариях, оскорбительных фотографиях и видео, фальшивых профилях администраторам или службе поддержки социальных сетей.

Когда выявляется, что ребенок подвергается насилию в Интернете, взрослые должны поговорить друг с другом и сообщить родителям ребенка и другим родственникам, которые могут помочь. Также в стороне не должны остаться те, кто больше времени проводит с детьми: учителя, тренеры, руководители лагерей и др.

Важные советы на каждый день

В целях проведения профилактики троллинга в интернете, важно разъяснять и проводить обучение детей правилам пользования социальными сетями, обсудить условия их использования и риски, с которыми они могут столкнуться. Для родителей также важно определить, действительно ли ребенок должен пользоваться социальными сетями, если он не достиг возраста, с которого он имеет право скачать приложение или зарегистрировать аккаунт. Например, WhatsApp можно использовать с 16 лет, а Instagram, Youtube, Snapchat и Facebook с 13 лет.

Чтобы не провоцировать правонарушителей, взрослые должны объяснить детям, что им нужно следить за тем, что они публикуют в Интернете или ежедневно рассылают другим.

Например, не публикуйте провокационные фотографии и видео, не подчиняйтесь чьему-либо приглашению отправить эротическую фотографию, писать оскорбительные или клеветнические комментарии, новости и т.д.

Взрослые могут ежедневно делиться простыми советами, которые будут полезны детям при столкновении с кибербуллингом. Например, не поощрять и не отвечать на сообщения преступника, или игнорировать негатив обидчика, отвечая ему забавными и позитивными “смайликами”. Рекомендовать ему заблокировать профиль агрессора и лишить возможности оставлять комментарии в профиле в социальных сетях.

Как преподаватели и учителя могут помочь предотвратить кибербуллинг?

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

В учебном году дети и подростки проводят большую часть своего дня в школе, поэтому педагоги играют ключевую роль в профилактике и выявлении кибербуллинга. Чтобы успешно начать разговор с учениками об этой проблеме, педагогу необходимо подготовится, всесторонне изучить данное явление, а также следовать нескольким практическим советам.

1. Привлекать внимание знаниями

Сегодня большая часть повседневной жизни детей и подростков происходит в цифровой среде. Поэтому они часто не хотят прислушиваться к советам педагогов, потому что считают, что взрослые не понимают, что происходит в цифровом мире, и не знают, что важно для молодых людей. Для педагогов важно развеять это предположение.

Чтобы поговорить с учениками об эмоциональном унижении в Интернете, преподаватели должны быть “вооружены” знаниями о кибербуллинге и о современной цифровой среде. Например, важно знать, на какие онлайновые мероприятия тратят свое свободное время дети и подростки и какие темы в настоящее время у них актуальны. Какие игры и мобильные приложения наиболее популярны и др.

Знание текущих событий среди учеников всегда поможет начать разговор. Это будет возможность представить себя как равного собеседника, выявить общие интересы и вовлечь детей в диалог.

2. Быть инициатором разговора

Обычно, о проблеме проще не говорить или игнорировать ее, поэтому целенаправленная беседа с учеником о кибербуллинге и повседневном поведении в Интернете является краеугольным камнем для профилактики и ликвидации самого явления. Правда, преподаватели иногда скептически относятся к тому, что инициирование прямого разговора о проблеме не потерпит неудачу или не вызовет презрительную реакцию. Что же можно сделать?

Эксперты отмечают, что эффективный способ начать разговор на тему кибербуллинга – включить его в содержание другой темы. Например, чтобы рассказать о нормах поведения в цифровом мире, тема кибербуллинга также может быть эффективно интегрирована в содержание беседы о истории, литературы и даже информатики. Это можно обсудить, говоря о случаях разжигания ненависти в исторических событиях, анализируя возможности технологий и Интернета.

На самом деле, работа педагогов заключается в том, чтобы проявлять творческий подход и находить возможность связать тему кибербуллинга с учебным контентом. Кроме того, тема кибербуллинга может быть интегрирована в различные школьные мероприятия, такие как конкурсы поэзии, рисунков и т.д.

3. Следить за действиями учеников в Интернете

Детям требуется время, чтобы научиться выстраивать уважительные отношения со своим окружением не только в реальном, но и в виртуальном мире. Поэтому важно, чтобы преподаватели участвовали в жизни учеников не только в школе, но и в Интернете. Например, учитель класса может стать администратором группы класса в мобильном приложении WhatsApp, Viber, Telegram, а также создать группу класса в Facebook или Вконтакте, определяя правила общения, форму и стиль переписки. Педагоги помогут установить дружеские отношения между детьми в социальных сетях, а также будут наблюдать за их действиями на Youtube, Instagram и других платформах или просто обсуждать эти действия с каждым лично.

Есть много возможностей, и они играют важную роль в сокращении кибермоббинга. Вовлечение учеников в онлайн-деятельность, отслеживание активности детей и подростков в Интернете является эффективным способом выявления эмоционального унижения в Интернете.

Эксперты отмечают, что кибербуллинг проявляется несколькими способами, такими как оскорбительные комментарии в социальных сетях, публикация нецензурных фотографий без разрешения других, уничижительные сообщения в переписке и тому подобное. Интернет-платформы, где это наблюдается, включают в себя социальные сети Instagram, Facebook, YouTube, а также мобильные приложения WhatsApp, Facebook Messenger, Viber, Telegram, но следует помнить, что кибербуллинг также может быть и в виде звонков и текстовых сообщений.

4. Фактор толпы

Этот тип насилия становится особенно опасным из-за того, что он может длиться неограниченное время. Кроме того, в кибербуллинге обычно участвуют более двух человек – обидчик, жертва, сторонники, которые мотивируют обидчика, и молчаливое большинство, которые знают, что происходит, но ничего не делают, опасаясь стать новой жертвой.

Чтобы побудить учащихся сообщать о троллинге в Интернете, особенно о жертвах и других ребятах, осведомленных о насилии, для педагогов важно убедить детей в том, что ни один ребенок или подросток не должны оставаться наедине со своей проблемой. В разговоре также следует подчеркнуть, что участие взрослых и их совместная работа с жертвой и обидчиком играют решающую роль в урегулировании ситуации с кибербуллингом.

5. Семь тезисов для профилактики кибербуллинга

Учитывая актуальность эмоционального унижения в Интернете среди детей и подростков, эксперты призывают педагогов и родителей распространять среди детей и подростков семь основных тезисов, которые ученики должны помнить при общении в Интернете:

1. Я думаю, прежде чем отправлять и публиковать в Интернете!
2. Я сообщаю о кибербуллинге – родителям, учителям, на сайте http://detionline.com/ или по бесплатному телефону доверия 8 800 25 000 15, или Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка своего региона!
3. Я тщательно храню свои пароли!
4. Как только я увижу провокационный комментарий или сообщение, я его блокирую и сообщаю об агрессивном комментаторе!
5. Я не отвечаю на негативные сообщения, чтобы не провоцировать агрессора!
6. Я храню доказательства кибермоббинга – фотографии, скриншоты и т.д.!
7. Мне не безразлично, если мой друг или одноклассник пострадает от троллинга в Интернете!

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

Советы для родителей о том, как защитить детей от кибербуллинга

При переходе на дистанционное обучение дети и подростки проводят больше времени в мобильных устройствах и гаджетах – телефонах, планшетах, ноутбуках и ​​компьютерах. Многие родители могут ошибочно считать, что ребенок дома защищен от эмоциональных столкновений со сверстниками, однако, даже в таком окружении кибербуллинг не является редкой ситуацией. Ниже описаны советы для родителей от экспертов о том, как разговаривать с ребенком в такой ситуации и как избежать кибербуллинга.

1. Знать, что такое кибербуллинг и где ваш ребенок может столкнуться с ним чаще всего

Кибербуллинг – это форма эмоционального насилия, которое может происходить 24 часа в сутки путем отправки оскорбительных сообщений, комментариев, текстовых сообщений или даже анонимных звонков. Кибербуллинг также может принимать форму негативных изображений или создания ложных профилей и размещения клеветнического (фейкового) контента. Для многих российских детей и подростков ежедневное общение происходит на мобильных платформах – Instagram, Facebook, TikTok, различных сайтах с видеоиграми и в других местах. Это сайты, которые чаще всего используются для кибербуллинга.

Взрослые должны интересоваться цифровой жизнью детей – в какие игры на их мобильных устройствах играют дети, в каких социальных сетях и т.д. Зная, какие приложения и игры используют дети, взрослым полезно попробовать самые популярные среди молодежи платформы, чтобы ознакомиться с принципом их работы, содержанием, публикациями, и определить потенциальные риски. Это даст ребенку ощущение, что родители действительно интересуются тем, что происходит в жизни ребенка. Изучение новых функций того или иного сервиса вместе с родителями не только позволит детям узнать больше о платформе, которую они используют, но также и об ее безопасном использовании, и позволит взрослым выявлять проблемы на более раннем этапе.

2. Предупрежден – значит вооружен

Может быть несколько причин, по которым дети ведут себя эмоционально жестоко в интернет-среде. Часто, эмоционально унижая других в Интернете, ребенок, который совершает эмоциональную атаку, чувствует себя за счет этого сильнее и выше. Тем самым он заявляет о себе в коллективе или группе. Это один из способов привлечь внимание или завоевать популярность среди других сверстников. Детям важно объяснить вред, который может принести кибермоббинг, и напомнить им, что невинные шутки, такие как, казалось бы, публикация оскорбительных изображений, может быть очень болезненным для другого. Кроме того, материал, размещенный в Интернете, быстро распространяется между пользователями различных коммуникационных платформ, что значительно усложняет ситуацию и выводит эскалацию конфликта на новый уровень.

Одной из возможных причин, по которой ребенок может стать инициатором троллинга, является текущая ситуация и настрой в обществе. Учитывая эти изменения в социуме и частичную или полную изоляцию семьи, возникает напряженность, которая отражается и на настроении близких. Чтобы уменьшить стресс и беспокойство ребенка, необходимо оказывать моральную поддержку, а также популяризировать разнообразные творческие и физические активности, которые помогут минимизировать стрессовые факторы.

Однако, если ребенок уже совершил агрессивные действия, напомните ему, что все могут совершать ошибки, но важнее их исправлять. Например, извинившись перед жертвой насилия и удалить негативные записи.

3. Помогите жертве кибербуллинга

Кибербуллинг труднее заметить родителям, чем конфликт ребенка с одноклассниками или друзьями в его классической форме. Однако, обращая внимание на такие признаки, как внезапное нежелание ребенка пользоваться мобильными устройствами, самоизоляция, плохое настроение, можно вовремя начать разговор с ребенком, чтобы выяснить, не является ли изменение в поведении результатом насилия в Интернете. Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, его не следует осуждать, а следует оказывать поддержку и выработать совместное решение по дальнейшим шагам.

Пытаясь взять на себя решение проблемы полностью, родители думают, что проблема будет решена быстрее и успешнее. Однако выстроенные доверительные отношения с детьми, поддержка и советы, о том как лучше всего это сделать, помогут ребенку разрешить проблему самостоятельно на начальном этапе, если только конфликт не перерос во что-то большее.

Кибербуллинг может негативно повлиять на настроение ребенка и эмоциональный настрой, но, в тоже время, родители и опекуны, в попытках защитить детей от дальнейшего насилия не должны вводить жесткие ограничения, например, не позволяя использовать социальные сети или мобильные телефоны. Вместо этого ребенка следует поощрять делать то, что ему нравится, например, активно проводить свободное время, заниматься хобби или организовывать совместный семейный отдых, например, просмотр любимого фильма.

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

4 совета для детей и подростков по борьбе с кибербуллингом

Учитывая, что мобильные устройства и Интернет присутствуют в повседневной жизни детей и подростков, как в школе, так и в праздничные дни и каникулы, проблема кибербуллинга также будет актуальна и в течение лета. В тоже время следует подчеркнуть, что летом дети и подростки проводят больше времени со своими сверстниками или в одиночку, поэтому взрослые: родители, бабушки и дедушки или учителя, не всегда могут оказаться с ними рядом, когда они столкнутся с различными трудными ситуациями. Вот почему детям важно знать, как безопасно использовать мобильные устройства и Интернет, и как бороться с кибербуллингом.

1. Не провоцировать обидчика или игнорировать его

Когда ребенок сталкиваешься с кибербуллингом, в виде грубых комментариев в социальных сетях, опубликованных от фиктивного профиля, он испытывает распространенную реакцию – отвечать еще более резкими комментариями, защищая себя. Но на самом деле, таким образом, ситуация только ухудшается, так как обидчик буквально ждет, когда его жертва ответит агрессией. Это побуждает его не останавливаться и продолжать троллинг против своей жертвы.

Чтобы этого не случилось, эксперты предлагают два пути. Во-первых, игнорируйте провокатора. Не обращайте внимание на обидчика, вполне возможно, что он не продолжит атаку. Во-вторых, если игнорирование не сработает, вы можете попытаться запутать обидчика, например, отвечая на каждый из его комментариев или сообщений добрыми “смайликами”. Обидчик, безусловно, не ожидает такой реакции и, вероятно, не захочет продолжать агрессию.

2. Заблокируйте обидчика

Каждый пользователь социальных сетей имеет право выбирать своих друзей и подписчиков, а также определять и ограничивать информацию, которую эти люди будут размещать на его странице. Например, Instagram предлагает возможность сделать ваш профиль приватным и видимым только для одобренных подписчиков. Точно так же Facebook позволяет сделать ваш аккаунт видимым только для определенных групп друзей, а такая же функция доступна и для постов.

С другой стороны, пользователи, которые позволяют себе унижать других в Интернете, например отправлять неприятные сообщения, писать провокационные комментарии и т.п., всегда могут быть заблокированы или удалены из круга друзей.

3. Сообщайте о кибербуллинге

Говорят, что молчать – значит соглашаться и позволять! Поэтому эксперты призывают детей и подростков сообщать о ситуациях кибербуллинга – не молчать и не допускать таких действий против себя или других!

В то же время следует напомнить, что при сообщении о кибербуллинге важно сохранять доказательства: скриншоты экрана с негативными комментариями, полученные текстовые сообщения и другую информацию. Эти доказательства помогут в дальнейшем разрешить ситуацию и прекратить атаки.

Кроме того, если кибербуллинг происходит в социальных сетях, о действиях обидчика можно также сообщить службе поддержки конкретной социальной сети. Это можно сделать не только для неприятных комментариев и сообщений, но и для фиктивных профилей.

4. Не оставайтесь с проблемой один на один!

Проблему нельзя оставлять в секрете, не зная, как ее решить, ситуация будет только ухудшаться, и за ней может последовать буря. Поэтому наиболее эффективный способ решения любой проблемной ситуации – обратиться за помощью и сообщить своему доверенному лицу, например, родителям, педагогам, старшему брату или сестре, крестным родителям.

Иногда попечители могут быть отличным помощником в разрешении конфликта на старте. Например, если есть разногласие между двумя одноклассниками, когда один проявляет негатив в отношении другого в социальных сетях или в закрытой переписке в мессенджере, опекун может помочь остановить атаки.

Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?
Насилие в сети. Как спастись от кибербуллинга?

Наиболее популярные формы кибербуллинга в России

  • исключение из общения или групп (носит характер бойкота человека в интернете);
  • домогательства, при которых одним человеком или группой формируются угрозы и преследования;
  • аутинг (от англ. outing – предание гласности), то есть публикация персональных данных без согласия человека (например, подробности состояния здоровья или адреса проживания);
  • киберсталкинг – одна из самых опасных форм буллинга, когда преследование человека переходит из виртуального мира в реальный, а сбор информации в интернете используется для запугивания или домогательств;
  • поддельные профили, которые формируются на основе открытых данных о человеке (фото-, видеоконтент и данные, которые он сам публикует). На человека создается фейковый (поддельный) аккаунт, и от его имени рассылается ложная, негативная и компрометирующая информация;
  • троллинг– намеренная социальная провокация или издевательства в сетевом общении.

Взято с сайта: https://www.m24.ru/articles/deti/27062019/155723

Также рекомендуем ознакомиться со статьей: 10 форм кибербуллинга.

Признаки типичного интернет-обидчика

Большинство преступлений с использованием троллинга были совершены в Интернет-среде, что можно объяснить возможностью бесплатного доступа в Интернет для людей разного возраста, быстрым развитием интернет-технологий и возможностями, предлагаемыми различными приложениями.

Сексуальные преступления в интернет-среде чаще всего совершаются взрослыми мужчинами, которые интересуются детьми подросткового возраста и младше. Преступники, которые используют онлайн-сервисы, достаточно сообразительны, чтобы использовать различные технологии и психологические манипуляции, такие как похвала, лесть, обещания или угрозы.

Также было отмечено, что преступники, инициируя переписку с ребенком в Интернете, часто используют тот же профиль, с которым ребенок общался ранее или создают несколько фиктивных аккаунтов для достижения своих целей, в том числе и для удовлетворения своих сексуальных желаний.

Дети в возрасте до 16 лет чаще всего подвержены риску стать жертвой сексуального насилия в Интернете.

Это можно объяснить тем, что дети еще не способны адекватно оценивать риски и опасность, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми людьми в Интернете. Дети и подростки, которые стали жертвами сексуальной агрессии в Интернете, испытывают растерянность, страх, стыд и вину. Что, зачастую, является причиной, по которой дети предпочитают не сообщать о сексуальных преступлениях.

Родители играют важную роль при возникновении случая кибербуллинга, так как их отношение влияет на то, как ребенок будет чувствовать себя после преступления.

Адекватная и конструктивная реакция родителей помогает ребенку уменьшить негативные факторы, эмоциональную напряженность и преодолеть последствия возможного преступления, а также побуждает его или ее сообщать о произошедшем, тем самым помогая полиции и специальным службам расследовать преступление намного быстрее.

В целях профилактики и предотвращения случаев кибербуллинга, необходимо на ранних стадиях выявить признаки того, что ребенок может страдать от сексуального насилия в Интернете.

Вот несколько из них:

  • ребенок стал замкнутым, скрывает свою деятельность в Интернете, избегает проводить время в Интернете;
  • ребенок перестает пользоваться конкретными социальными сетями, приложениями, мессенджерами, удаляет свой профиль или блокирует определенных людей;
  • у ребенка появились новые, незнакомые интернет-друзья, о которых ребенок ничего не может сказать;
  • ребенок задает вопросы о сексе и отношении полов. Вопросы явно не соответствуют его возрасту и необычны;
  • ребенок интересуется или ищет неподходящую возрасту информацию о сексуальных отношениях (например, поиск информации с помощью поисковых систем в Интернете);
  • на смартфоне ребенка, других устройствах или в переписке появились обнаженные изображения ребенка или других лиц;
  • произошли существенные изменения в поведении ребенка (он стал замкнутый, агрессивный, легко раздражаемый и т.п.) и эмоциональном состоянии (депрессия, стыд и страх, чувство вины и т.д.) без явной причины.

Вся информация на сайте носит исключительно обзорный характер. О наличии показаний и противопоказаний или побочных действиях – проконсультируйтесь со специалистом (врачом).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Предлагаем обсудить статью на нашем форуме – “Дети наши звезды”