Урок в школе

Неожиданные изменения в размеренной жизни школы, школьников, учителей и их родителей, которые возникли в марте 2020 года, поставили новые вызовы для нашей образовательной системы в России. Как показала практика – к ним не была готова ни одна из сторон. Попытка ввести дистанционную форму обучения в школе показала, что на текущем этапе нет готовой базы для этого и не выработан соответствующий опыт.

Несмотря на то, что дистанционное образование, как таковое, активно существует и продвигается уже довольно давно, реальных наработок для обучения действительно больших групп школьников на сегодняшний день нет.

Дистанционное обучение, на законодательном уровне в России, в настоящий момент, регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дополнительно выпущено Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 с “Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”, где всего лишь рекомендовано на время карантина проводить занятия на школьном портале или другом сервисе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Не проработаны ни на уровне школ, ни на уровне рекомендаций от Министерства образования новые планы по обучению школьников, с учётом дистанционного образовательного процесса. Остаются нерешенными вопросы оценки качества обучения. До сих пор не проработан вопрос взаимодействия учителей, школьников и родителей в условиях нового массового формата такого обучения. Даже не существует единой платформы от Министерства образования, на которой можно было бы проводить дистанционное обучение.

Конечно, не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком. Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки. Проблем с учебой возникло много.

Конечно, мы не до конца понимали, какие у нас и у наших школ есть возможности по дистанционной учебе. Никто не видел всю картину целиком. Да, в России уже давно велась работа по развитию информационных технологий, по их внедрению в школьный образовательный процесс. У нас есть образовательные порталы, платформы, электронные дневники, в крупных городах этим никого не удивишь. Но все эти ресурсы ну никак нельзя было назвать неотъемлемой частью учебы. И понятно почему. Все делалось и внедрялось постепенно, чтобы и учителя, и школьники, и родители адаптировались и привыкли. Да и необходимости не было переводить учебный процесс полностью в интернет. Зачем в обычное время заменять реальную среднюю школу какими-то онлайн-курсами? Но тут школы пришлось в буквальном смысле закрыть, и в течение нескольких дней пересадить всю страну из-за парт, если так можно выразиться, на электронные площадки. Конечно, это получилось далеко не сразу и не везде.

Министр просвещения Сергей Кравцов о работе школ в условиях эпидемии в интервью Коммерсанту

Все решения, которыми на сегодняшний момент пользуются муниципальные образовательные учреждения (школы и лицеи) – это сервисы частных фирм и предпринимателей, которые по-своему подходят к образовательному процессу и для которых не существует единых подходов. В результате мы получили достаточно серьезную головную боль для всех участников процесса и неспособность частных решений полностью и качественно удовлетворить возникшие потребности в образовательном процессе в школе.

Проблемы дистанционного обучения
Проблемы дистанционного обучения

Как оказалось – школьники абсолютно не приспособлены к новому формату обучения, который предполагает достаточно серьезный объем самостоятельной подготовки. Родители оказались неподготовленными быть в роли учителей – что вызвало семейные конфликты, а учителя оказались в роли технических специалистов и выбирали под себя технические платформы для проведения дистанционного обучения, а платформы для обучения и проведения видеоконфекренций не справились с возросшей нагрузкой. Даже элементарно – не все семьи имеют техническую возможность получать дистанционное образование из-за отсутствия компьютерной техники или интернета.

[Обнародованы] результаты исследования Общественной палаты, согласно которому треть школьников заявили об отсутствии у них персонального компьютера для дистанционного обучения. «Почти каждый пятый учитель отметил, что до половины всех школьников в их потоке не смогут учиться дистанционно из-за отсутствия технических средств либо из-за неумения использовать цифровые инструменты,— добавила она.— А каждый десятый учитель указал, что таких учеников в потоке может быть больше половины».

гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева на селекторном совещании с участием руководства Минпросвещения РФ по организации обучения в период пандемии коронавируса.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение

На данный момент не проводится работа ни с родителями, ни со школьниками, чтобы адаптировать их к новым условиям. Когда нет непосредственного контакта учителя и ученика процесс обучения сильно замедляется и становится неэффективным и этот вопрос надо решать. Все вопросы в этом отношении отданы на откуп самим учителям и школам – кто и как там самостоятельно, даже при наличии рекомендаций построит свою собственную систему дистанционного обучения? Единого типового решения не предоставлено, по крайней мере об этом нет общедоступной информации и публикаций в СМИ. При этом надо отметить, что текущие вопросы решаются при помощи рабочей группы, но, как видится, требуется комплексный подход, который в настоящее время пока не предоставлен.

Что же делать?

Однозначно – учиться! Несмотря на все возникшие преграды мы помним, что человек – это существо, которое довольно хорошо приспосабливается к новым условиям и находит возможности продвижения вперед.

Когда закончится притирка характеров между новоиспеченными учителями (родителями) и учениками встает вопрос – если учиться, то – как и где?

Как учиться дистанционно школьникам

Дистанционное обучение в школе
Дистанционное обучение в школе

Изначально дистанционный формат обучения предусматривает, что учитель объясняет материал лично при прямой трансляции или в записи, а ребенок слушает, делает задания вместе с учителем и если будут вопросы – он задает их учителю. По окончании занятия ученику предлагается сделать тесты или иные контрольные работы для того, чтобы оценить педагогу и родителям как ребенок усвоил материал.

Первое, что приходит на ум – можно использовать скайп или иные мессенджеры, которые поддерживают групповые звонки, но они не приспособлены для процесса обучения, отсутствует ряд важных функций, которые могут предоставить специализированные платформы. К примеру – проведению урока могут помешать невыключенные микрофоны у учеников.

Специализированные сайты – позволяют создать образовательную среду, предоставить доступ ученикам как к материалам для самостоятельного изучения (учебники, статьи, справочники и т.д.), так и к видеоматериалам, где школьники смогут получить информацию в более понятном и объясненном виде. Но и в этом случае, в данном формате обучения есть недостатки – это недостаточная обратная связь с учеником.

Возможно, более удобным вариантом в случае обучения школьников могут выступать платформы для проведения вебинаров – они объединяют в себе и видеоконференцию, когда материалы преподает лектор, и обратную связь с учениками – когда они имеют возможность задать свои вопросы.

Оптимальный вариант – когда помимо самих образовательных порталов, с предоставленной возможностью ученикам самостоятельно изучать предметы и проходить тестирования, также есть инструменты и для учителей – проводить вебинары, создавать и проводить тестирования, проводить проверку работ с использованием автоматических инструментов проверки знаний, а также автоматической системой отчетности об успеваемости в классе в целом и каждого ученика в отдельности. Возможно к этому всё и идёт.

Останется решить вопросы обеспечения учеников техническими средствами и связью для их участия в дистанционном образовательном процессе, а также адаптации учеников к новому формату работы (сейчас это лежит на плечах родителей, с разной степенью успеха). Данная адаптация может проходить в школах, возможно начиная с 1 класса, когда можно будет проводить специальные занятия, где начинающих школьников уже будут готовить к самостоятельности.

Отдельной проработки требует вопрос каким образом проводить как различные промежуточные тестирования, так и итоговые – типа Единого государственного экзамена (ЕГЭ), которые потом были бы признаны как самим государством (выдача диплома об образовании), так и работодателями – ведь остро стоит вопрос о том насколько самостоятельно проходил тестирование ученик. Не секрет, что некоторые дети или их родители захотят пойти на хитрость, чтобы получить хорошую оценку своих знаний.

Где проходить дистанционное обучение

Для этого используются специализированные информационные платформы, которые могут предоставить качественный и удобный сервис как обучения, так и контроля знаний. Мы перечислим некоторые ресурсы, которые чаще других можно услышать в рекомендациях, обзор носит только ознакомительный характер, не претендует на полную достоверность и свое мнение о сервисах каждый должен составить сам.


Дистанционное обучение школьников
Дистанционное обучение школьников. ИнтернетУрок

Домашняя школа InternetUrok.ru. Декларируется полное среднее образование с 1 по 11 класс. Отзывы неоднозначные, в основном – негатив.


Портал Российская электронная школа
Портал Российская электронная школа

Российская электронная школа” – портал, созданный в рамках нацпроекта “Образование”. Более 120 тысяч заданий и видеоуроков. По сообщениям пользователей – качество материалов сомнительное, есть многочисленные ошибки.


Онлайн-платформа Учи.ру
Онлайн-платформа Учи.ру

Интерактивная образовательная онлайн-платформа “Учи.ру” . По отзывам родителей – активно продвигаемый через школы и учителей сервис, в котором только часть заданий в день идёт бесплатно, устраиваются олимпиады и конкурсы. Чтобы полноценно учиться – все же придется приобретать курсы. В этом мнении сходятся и родители. Отзывы есть как положительные, так и отрицательные: Отзовик, iRecommend, BabyBlog.


Интернет-сервис foxford.ru
Интернет-сервис foxford.ru

Онлайн-школа “Фоксфорд” . Отзывов довольно много, они неоднозначные, но надо заметить, что чем более свежий отзыв – тем меньше негатива: Отзовик, iRecommend, edushka, conf.7ya.ru.


Цифровой образовательный ресурс для школ Якласс
Цифровой образовательный ресурс для школ Якласс

Цифровой образовательный ресурс для школ “Якласс” . Отзывы как положительные, так и отрицательные, основные претензии к мелким и не очень ошибкам, а также к системе обработки тестирования. По отзывам родителей работу на этой платформе навязывают со стороны школы, потому, что хотя и какую-то часть работы можно провести бесплатно, но, если используешь как альтернативу школьному образованию – придется брать платную подписку. Рекомендуют работать с ним под руководством учителя, который будет отсеивать ошибки. Отзовик, nn.ru, u-mama.ru.


Онлайн-сервис Яндекс.Учебник
Онлайн-сервис Яндекс.Учебник для учителей и учеников

Яндекс.Учебник” – бесплатный онлайн-сервис для учителей и учеников. Содержит более 50 тысяч заданий по математике и русскому языку для 1-5 классов. Отзывы большей частью положительные, как стороны учителей, так и обучающихся: Отзовик, iRecommend.


Онлайн-сервис "Ростелеком Лицей"
Онлайн-сервис “Ростелеком Лицей”

Образовательный онлайн-сервис “Ростелеком Лицей” – еще одна платформа от очередного технологического гиганта. Отзывов о данном ресурсе мало, хотя сервис работает с 2018 года.


Помимо платформ для школьников есть специализированные сервисы для предметного обучения различных дисциплин: иностранных языков, математики, физики и т.д. Разнообразие информации велико, но нужно время и силы, чтобы проверить их все и найти наиболее удобный способ их использования.

Перспективы дистанционного обучения в школе

Дистанционное обучение для школьников
Дистанционное обучение для школьников

Цифровизация образования активно продолжается на федеральном уровне. Оснащают школы техникой, связью, развиваются информационные системы. На федеральный проект цифровизации образовательной среды в 2020 г. предусмотрено 16,4 млрд руб., аналогичная сумма предусмотрена и в 2021 г. Проявившийся своеобразный “кризис в образовании”, связанный с необходимостью организации дистанционного образования, ускорил этот процесс и показал текущую неготовность всех участников образовательного процесса. Выделенные денежные средства будут потрачены на приобретении компьютерной техники, подключение школ к сети Интернет, а также на развитие образовательных платформ. Скорее всего будет сделан упор на развитие сервисов с возможностью проведения вебинаров, наращиванию скорости каналов связи и увеличению производительности серверов. Желательно, также доработать образовательные программы, в том числе с привлечением специалистов по психологии, чтобы иметь возможность быстрее проводить адаптацию учителей, учеников и их родителей к новым форматам работы. Данный кризис – прекрасная возможность провести “апргрейд” нашей образовательной системы, которая в последние годы только теряла свой потенциал.

Проблема не в ученике, а в том, как мы ему пытаемся давать эти знания. Как давать так, чтобы он был вовлечен? Это не такая простая задача, и тем более людям из традиционной системы образования. Сейчас нужно переосмыслить самих себя, понять, что наша система образования, которую мы с вами имеем, несовершенна. И придумать, как ее усовершенствовать, а потом еще — как создать систему, чтобы она давала качественный результат в масштабах всей страны

Герман Греф, глава Сбербанка., IV Восточный экономический форум (сентябрь 2018 г.)

Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. В учебных заведениях по-прежнему нет нужного числа учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов. Таковы результаты опроса более 3 тыс. педагогов из 83 регионов.

Часто ушедшему из школы педагогу так и не получается найти замену: об этом сообщили 22% учителей. При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться «своими силами», чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню. «Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются», «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», – говорили педагоги во время опроса.

Опрос экспертов Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования», 2 квартал 2019 года

На сегодняшний день педагоги в возрасте 20-25 лет составляют 5,5% (от общего числа педагогов школ в стране – INTERFAX). Эта цифра не изменится к 2024 году, более того, она будет увеличиваться. А к 2029 году в общей системе образования РФ нехватка педагогов-предметников составит 188 тыс. 700 человек

Интерфакс. Глава Минпросвещения России Ольга Васильева, III Международная конференция по управлению качеством образования, 5 февраля 2019 г.

Возможно, дистанционное образование поможет российской школе преодолеть эту “яму” разрыва потребности в учителях с их фактическим наличием, которая образовывается по нарастающей из года в год.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Если у вас есть опыт, которым вы хотели бы поделиться – приглашаем вас обсудить это на нашем форуме.