Сегодняшние родители делают все возможное, чтобы обеспечить ребенка всем, что ему нужно, по мнению родителей, проявляя при этом чрезмерную заботу и внимание. И именно эта преувеличенная забота и внимание становятся причиной будущего каприза ребенка, полагают некоторые психологи.

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

Рекомендации психологов или как воспитать гения

Конечно, многие делают основной упор на интеллектуальное развитие ребенка. Несомненно, это неплохо, но малыш, в первую очередь, нуждается во внимании и заботе. Поэтому, все что делают родители, должно быть сделано с чувством меры, но как при этом воспитать адекватного и в то же время хорошо развитого и находчивого ребенка?

Как вырастить по-настоящему умного и развитого ребенка?

Педиатры со всего мира говорят, что для развития умственных способностей ребенка необходимо чаще общаться с ним, играть в различные игры и обеспечивать надлежащее питание. При этом важна психологическая атмосфера дома.

Американские специалисты предлагают следующие рекомендации по развитию способностей ребенка:

  • чаще использовать ролевые игры (особенно хороши совместные игры, в которых каждый должен сыграть свою роль, например в пожарных);
  • выделять время на чтение (старайтесь читать своему ребенку каждый день);
  • строить диалог с ребенком так, чтобы он был основным собеседником, стараться произносить слова как можно более четко, с использованием жестов;
  • удалить все источники избыточного шума (например, телевизор из детской комнаты);
  • заинтересовать ребенка музыкой. Это могут быть уроки вокала или обучение игре на музыкальном инструменте (последний вариант наиболее полезен, так как игра на инструментах развивает память и навыки мелкой моторики);
  • делать все возможное, чтобы ваша совместная творческая деятельность была регулярной (это может быть рисование, гончарное дело или бисероплетение);
  • превратите ежедневную прогулку в настоящую экскурсию: покажите и расскажите ребенку обо всем, что происходит вокруг него, обратите его внимание на интересные вещи, например, как растут растения, где на асфальте образуются лужи, как начинаются ручьи и реки и т.п.);
  • будьте не слишком настойчивы и навязчивы в процессе обучения;
  • станьте примером для подражания для вашего ребенка. Конечно, ребенку будет интересно делать то, что делают его родители.

Если мама или папа проводят весь день перед телевизором или с планшетом в руках, от ребенка нечего ожидать другого поведения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок тренировался каждое утро, начните заниматься с ним самостоятельно уже сегодня.

Первые шаги к пониманию проблем

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

Родители мечтают об идеальной картине: ребенок ходит в школу с удовольствием и дома с успехом выполняет домашние задания. Но что, если этого не происходит?

Ребенок не учится, даже не пытается, и не может найти мотивацию к успеху? Испытывает чувство унижения в школе, неспособность построить отношения? Ему не нравится учитель или предмет? Причины, по которым ребенок не идет в школу с радостью и не учится с полной отдачей, могут быть разными.

Чтобы мы, как родители, могли успешно помогать и поддерживать нашего ребенка, желательно сначала взглянуть на ребенка со стороны и найти ответы на вопросы, которые помогут проявить корень проблемы. Не всегда необходимо найти ответы на все вопросы, упомянутые здесь. Может быть, достаточно ответить только на один из них, чтобы узнать, какие изменения необходимы, и, возможно, вам придется понаблюдать за своим ребенком для получения дополнительной информации о том, что происходит в его жизни. Для составления полной картины помогут следующие вопросы:

1. Что указывает на то, что у ребенка есть трудности в обучении или проблемы в школе? Ребенок не чувствует себя удовлетворенным и счастливым? Он в депрессии и не хочет ходить в школу? Кто замечает трудности: учителя (ребенок не может сосредоточиться в классе, ведет себя неадекватно, не успевает за темпами обучения и т.д.), друзья ребенка, другие одноклассники?

2. Где и когда возникают трудности? На конкретном уроке, во время изучения новой темы или во время тестов, контрольных)? Во время или после школьных занятий? В свободное время дома? Может быть, есть определенный день недели, когда трудности наиболее выражены? С чем это может быть связано? С каким предметом или учителем? Может быть, они связаны с событием в школе (урок, классная комната), с его детской или семейной жизнью?

3. Каков характер ребенка? Какие черты характера могут мешать ему и в какой области: в учебе, в отношениях с учителями или одноклассниками?

4. Насколько сбалансирована повседневная жизнь ребенка? Есть ли у ребенка не только учебные, но и спортивные занятия, а также время для отдыха и возможность побыть одному?

5. Каковы отношения ребенка со сверстниками? Сколько у него друзей? Что ребенок делает для выстраивания отношений?

6. Как он себя чувствует в классе? Является ли он классным (неформальным) лидером / клоуном / изгоем / другом для всех?

7. Каковы отношения ребенка с учителями? Каково отношение учителей к ребенку? Каков стиль преподавания учителей? Если есть проблемы с учителями – они с одним учителем или со всеми?

8. Каковы ваши амбиции, ожидания и какое принимаете участие в обучении в качестве родителя? Как вы относитесь к школе и учителям, которые учат вашего ребенка? В какой степени вы сейчас смотрите на своего ребенка через “очки” своей памяти?

9. Каковы ваши отношения с ребенком как родителя? Часто дети делают так, чтобы их поведение привлекало внимание, которое они не могут получить от родителей. Это может указывать на нерешенные проблемы в семье или между родителями.

Чем больше информации вы получите, тем более полной будет ваша картина ситуации и того, что нужно изменить.

Помните! Слишком сильный контроль или постоянный уход мешают ребенку взрослеть и учат его не брать на себя ответственность.

Частая критика подрывает уверенность ребенка в себе, в то время как девиз “все всегда может быть лучше” делает ребенка перфекционистом, который никогда не будет чувствовать себя действительно довольным собой и подвергнет себя риску выгорания. Девиз “если ты начнешь, ты должен терпеть” блокирует способность ребенка к саморегуляции – он больше не слушает себя и своих желаний, но выполняет работу механически, часто без радости и со слишком большой ответственностью.

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

6 основных причин, по которым ребенок не любит делать уроки

Сейчас дети стали все реже делать домашние задания вовремя и самостоятельно. Это не потому, что они ленивы или протестуют. Причины разные: ребенку может не нравиться конкретный предмет или учитель, а, может быть, кто-то из взрослых привнес ребенку чувство неуверенности. Или просто ребенок не знает, с чего начать. Задача взрослых – выяснить причину и помочь. Давайте также посмотрим какие варианты могут быть:

1. Что-то беспокоит ребенка

Если школьник постоянно отвлекается на что-то другое во время выполнения домашнего задания, значит есть проблема, которая не дает ему сосредоточиться. Постарайтесь выяснить причину.

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

2. Он не знает, с чего начать

Если у ребенка слишком много домашних заданий, в этом случае, ему поможет четкий план работы. Научите его планировать и работать по расписанию, исключив из списка уже выполненную работу. Помогите ребенку, хотя бы по-минимуму, с теми предметами, которые ему совсем не нравятся.

3. У него глубокие пробелы или недостаток знаний

Если это так, то проблема должна быть решена более комплексно, желательно совместно с учителем.

4. Ребенку не нравится учитель или предмет

В этом случае пофантазируйте с ребенком, сколько полезного он получит от знаний, которые может дать овладение тем или иным предметом. Например, изучение английского языка поможет вашему ребенку познакомиться и найти новых друзей в международной поездке или через Интернет. Объясните ему, что вы понимаете как ему сложно, но он должен постараться внимательно отнестись к выполнению хотя бы минимума по этому предмету и попытаться улучшить отношения с учителем. Если это невозможно, лучше родителям обратиться к учителю и поговорить о сложившейся ситуации.

5. Предмет не интересен

В этом случае попробуйте все превратить в игру. Купите книги по тематике с игровыми элементами, которые вы можете использовать, чтобы объяснить своему ребенку, например, математические упражнения. Попробуйте рассказать сказку, в которой главный герой чего-то добивается только потому, что знал что-то больше, чем другие, тем самым мотивируя ребенка на получение необходимых знаний.

6. Родители или бабушки с дедушками утверждают, что он “слаб и не собран” и нуждается в постоянном контроле

В этом случае ребенок все меньше и меньше хочет справляться с тем, что ему кажется невозможным. Под неусыпным контролем родителей, бабушек и дедушек он теряет энтузиазм и энергию. Ему также приходится противостоять слишком большому “давлению” со стороны взрослых.

Причины, по которым мы бессознательно ведем ребенка к безделью

Ребенок ничего не делает, в том числе необходимые школьные задания. Он сидит и смотрит на компьютер или телефон, или просто в пространство. И это, конечно, не может не нервировать родителей.

Мы привыкли бегать, как белка на колесе, и ждем того же от детей. Если ребенок ничего не делает, мы думаем: как это может быть?! Да, мы…, а ты…! Кто из тебя тогда вырастает? Нужно делать что-нибудь!

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

Переходить на крик – это не выход. Остановитесь на мгновение и подумайте – может быть, у ребенка есть веская причина ничего не делать, или делать то, что вас раздражает.

1. Невозможность выполнения

В школьном проекте десятилетнего мальчика попросили “разработать макет реконструкции центрального стадиона города с учетом климатических особенностей региона”. Это сложное название означало бессмысленную модель стадиона из пенопласта, созданную с помощью семьи. Чтобы понять это, родителям пришлось взять пояснения у учителя-новатора. Конечно, столкнувшись с непонятной задачей, ребенок вообще ничего не делает.

2. Другой уровень технологий

Сегодняшним детям сложно понять, зачем им учить таблицу умножения, если есть калькулятор; зачем писать ручкой на бумаге, когда даже дневники теперь электронные. Мы можем заниматься бессмысленной работой, нас этому учили раньше в советских учебных заведениях, но здравый смысл вызывает у наших детей логичные вопросы. Объясните, почему вы просите о конкретном действии, и в то же время поймете для себя, действительно ли это имеет смысл.

3. Истощение, переутомление

Когда ребенок разрабатывает ненужные и бесполезные “проекты” и посещает ненавистные секции, жизнь проходит. Родители считают, что отдых – это смена уроков: с шахматного клуба на тренировку по футболу, потом уроки игры на фортепиано и домашние задания вечером – разве можно устать от этого разнообразия? Ребенок же встает и “берет отпуск”, игнорируя задания. Ему необходимо время для самостоятельных игр и реализации своих идей.

4. Выгорание

У детей теперь нет той усталости, которая была у нас в детстве, когда мы бежали в кровать после бега и игр на улице с “языком за плечами” и даже не обедали. Усталость современных подростков похожа на синдром выгорания: вы понимаете, что задач слишком много, их решение не уменьшает их количество и не приносит удовлетворения.

5. Оценка

Оценка была и остается фактором формирования мотивации. Скорее всего, в большинстве случаев – анти-мотивация. А если новый рисунок или созданная им вещь не будут добавлены в сборник домашних заданий или не будут отмечены в нем (у каждого теперь может быть “Портфолио” из детского сада!), то это ненужный и неважный вопрос.

6. Несправедливость

Малыш решил приготовить завтрак для родителей и испачкал кухню вареньем. Так он стал героем для насмешек. Да, это всем кажется смешным, кроме ребенка. Слишком креативно он выполнил школьную задачу – получил “тройку” и тираду от всех родственников, в том числе и тети, которую видели только по скайпу. Ребенок понимает, что инициатива наказуема. Он будет делать то, что говорит, но не будет проявлять инициативу в будущем.

7. Особенности темперамента

Мы считаем, что медлительность – это зло, которое мешает успеху, но ребенок – это тот, кто он есть, и его нельзя ускорить, нажав на переключатель. Если ребенок не успевает за ритмом жизни, однажды он поймет, что он просто не подходит для этого безумного мира и не стоит даже пытаться этого добиться. Помогите ему снизить темп до приемлемого.

8. Запредельные амбиции

Многое зависит от взрослых, потому что мы боимся, что ребенок, который перейдет из элитной гимназии с пятью иностранными языками в обычную школу, окажется в проигрыше. Для нас важно, независимо от стоимости, выполнить самую бессмысленную задачу школы и создать модель космодрома, вместо того, чтобы идти к учителю и спрашивать: “По какой программе учить ребенка, создавая ему благодатную почву для личностного и профессионального роста?”

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

Опасные виды мотивации в воспитании ребенка

Воспитывая ребенка, мы всегда выбираем тот или иной тип мотивации. Но важно понимать, что некоторые из них считаются неприемлемыми.

Эксперты называют некоторые виды мотивации, которые на первый взгляд могут показаться эффективными, но в будущем нанесут только вред ребенку.
Специалисты выделяют четыре основных типа мотивации:

  • Работа – вознаграждение. Ребенок готов что-то сделать, если ему за это заплатят.
  • Работа – успех. Ребенок готов что-то сделать, если его за это хвалят, и он будет чувствовать себя хорошим человеком.
  • Работа – рабство. Ребенок готов что-то сделать, не осознавая важности выполняемой работы. Например, делать это из страха перед наказанием.
  • Работа – забота. Ребенок готов работать ради кого-то другого.

По словам педагогов, тип мотивации может многое рассказать о личностях родителей и о том типе отношений, которые они могут установить со своими детьми.

Специалист предлагает рассмотреть, какие виды мотивации можно назвать нежелательными, а какие рекомендуются.

Мотивация вознаграждения или подарка

При выборе того или иного типа мотивации родители “закладывают” основы в ребенке. Именно они позже определяют человеческие ценности. Такая мотивация указывает на беспомощность родителей и отсутствие полномочий.

Приучая ребенка делать что-то, чтобы получить подарок или деньги, необходимо помнить, что такой подход будет применяться ребенком и во всем остальном.

Ребенок может подумать: “Почему я должен заботиться о своих родителях, если я больше ничего от них не получаю / если у меня нет надежды на наследство / это все равно достанется мне?”.

Некоторые думают, что они нашли решение мотивируя ребенка деньгами. А у ребенка закладывается установка, что ему надо это делать, пока ему дают деньги.

Альтернативный вариант, которые рассматривается психологами – возможность введения вознаграждения за дополнительную работу ребенка, которая, например, будет оплачиваться кем-то со стороны.

Успех или мотивация похвалы

Успех – один из фетишей, он всегда требует жертв. И именно ребенок может стать такой жертвой.

Некоторые взрослые думают: “Мой ребенок, чего бы это не стоило – должен преуспеть” или “Если я не смог – то ребенок должен сделать это за меня”.

Мамы и папы придерживаются некоторых стандартов, жертвуя временем и ресурсами. Как это – ваш ребенок не танцует, не рисует, не играет на музыкальном инструменте? Это целая система ценностей. Но часто такие перегрузки, кружки и уроки направлены на то, чтобы “прокачать” ребенка, сделать его или ее пригодным для того или иного параметра, тем самым заменив все человеческое общение между родителем и ребенком.

Самое печальное, что родители часто даже избегают общения со своими детьми, потому что построение отношений – серьезная работа. Мотивация к успеху и статусу явно проигрышна, потому, что не каждый может быть всегда успешным и прийти к конкретным показателям. Поэтому, используя этот подход, мы воспитываем несчастных людей в 99 из 100 случаев.

Хотят они добиться успеха или нет, родители воспитывают ребенка так, что все, что все, что он делает – делает только ради некоего статуса. Как этот успех проявляется при этом – не имеет значения, у каждого свое видение. Главное при этом, что ребенок так и не научится справляться с неудачами, которых будет много в жизни.

Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации
Ребенок не любит делать уроки. Причины и рекомендации

Работа – мотивация рабства или страха

Родители должны позаботиться о том, чтобы они создали среду, в которой ребенок может научиться ценить себя и понимать значение того, что он делает. Опыт психологического анализа ХХ века показывает, что человек не понимает ситуацию, которая не имеет смысла, и чувствует себя в ней крайне неудобно.

Психотерапевт Виктор Франкл доказал, что отсутствие смысла является невротическим состоянием. Но дети всегда чувствуют потребность в творчестве и желание найти в нем смысл. Страх перед наказанием – это условный рефлекс, который мешает ребенку осознать главное – смысл того, что он делает.

Вот почему мотивация в виде следующей фразы: “Если не будешь делать домашнее задание, я лишу тебя….!” работает хуже, чем мотивация ребенка через “полезное”, которое имеет смысл для него.

Работа – мотивация заботы или сострадания и смысла

Этот тип мотивации оказывает положительное влияние на воспитание детей. Чтобы ребенок захотел работать, его нужно сначала научить работать со своей совестью – уметь отличать ложь от правды, делать независимые оценки, искать смысл. Приобретение таких навыков – тоже работа.

В этом случае родители должны играть определенную роль: не давить, не лгать, не применять насилие, а предоставлять разумные примеры из жизни.

Внутренние убеждения родителей играют основополагающую роль в воспитании ребенка. Ребенку всегда можно объяснить в словах, которые он понимает, что дело не только в субъективных представлениях о красоте и доброте, но и в том, как это отразится на самом себе.

Конечная цель мотивации в воспитании – избавить ребенка от давления мотивации.

Будь то страх, материальная выгода или общественное мнение, важно научить ребенка делать независимый выбор, выбирая наиболее ценный вариант для воплощения в жизнь, даже если он не приносит ему никакой пользы. Но это, в свою очередь, означает, что сами родители должны вести себя также и показывать своему ребенку живой пример.


Вся информация носит исключительно обзорный характер. О наличии показаний и противопоказаний или побочных действиях – проконсультируйтесь со специалистом (врачом).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Предлагаем обсудить статью на нашем форуме – “Дети наши звезды”