Подготовка первоклассника к школе и посещение школы могут обернуться для ребенка постоянным стрессом и частыми заболеваниями. Чтобы этого не случилось, вам нужно следовать некоторым практическим рекомендациям.
Школьные годы — это то время, когда закладывается фундамент для дальнейшей жизни. И первый год в школе особенно важен потому, что именно в это время формируется отношение ребенка как к самой учебе, так и школе в целом.
Личный будильник для ребенка
Чтобы привить ребенку чувство ответственности и помочь вписаться в школьный ритм, купите для ребенка симпатичный будильник. Почти каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда утром сонный ребенок не хочет вставать и в результате опаздывает на первый урок. Психологи рекомендуют обсуждать с ребенком необходимость подъема в определенное время, чтобы выполнять все утренние ритуалы и приходить в школу вовремя.
Завтрак — это обязательно
В случае позднего подъема, ребенок и родители чаще всего жертвуют временем завтрака, что способствует возникновению проблем с желудком. Если ребенок привык завтракать только в школе, то риск желудочно-кишечных расстройств с возрастом только увеличивается.
Родители должны помнить, что бутерброд и бананы в школьной сумке чаще всего остаются нетронутыми первоклассником. В результате банан едят дома, когда фрукт не только потерял свою форму, но и собрал все бактерии из школьных принадлежностей и тетрадей, вызывая проблемы с желудочно-кишечным трактом. Поэтому специалисты-терапевты рекомендуют приучать ребенка завтракать дома.
Врачи рекомендуют, готовить теплую кашу на завтрак, йогурт с мюсли или свежими ягодами, фрукты. Ежедневное меню ребенка должно включать рыбу, птицу, печень, овощи и зелень. Важно, чтобы в рационе вашего ребенка было достаточно витаминов, минералов и клетчатки. Это повысит иммунитет ребенка и поможет защитить ребенка от анемии или проблем с ростом. Помните, что ужин следует подавать не позднее, чем за полтора часа до сна, а обед должен быть сытным, так как это энергия для выполнения домашнего задания.
Внимание к глазам
По мере роста ребенка на глаза и нервную систему оказывается сильное напряжение не только в школе, но и дома. Ежедневные школьные и домашние задания, просмотр телевизора и компьютерные игры могут способствовать возникновению проблем со зрением у ребенка. Чтобы избежать проблем со зрением, рекомендуются упражнения для глаз и прогулки на свежем воздухе. Зрение ребенка все еще развивается в первые годы обучения в школе. В процессе занятий ребенку необходимо делайть перерыв каждый час по 5 -10 мин., в течение которых очень важно смотреть в окно или делать упражнения, моргать глазами. Не забывайте о витаминах, особенно витамине А, который содержится в моркови, ягодах или рыбьем жире, который отвечает за здоровье глаз, иммунную систему и влияет на синтез белков.
Физическая активность
Первоклассник, ведущий активный дошкольный образ жизни, входит в школу, и оказывается в ограниченном пространстве, в котором проводит большую часть времени в вынужденном положении сидя. Это способствует легкой атрофии мышц, которая деформирует естественную кривизну позвоночника. Это состояние называется гиперлордозом. При длительном и постоянном сидении мышцы бедра атрофируются и ослабевают, в результате изменения проявляются видимым уменьшением мышц в объеме, слабостью в ногах, изменениями («неуверенностью») походки. Со временем выраженность атрофических изменений возрастает, все больше усугубляя функциональную несостоятельность нижних конечностей.
И родители, и учителя должны помнить, что желательно организовывать различные активные мероприятия с упражнениями во время занятий и после уроков, дополнительные спортивные факультативы.
10 простых шагов для улучшения качества сна школьника
Нарушение сна является одной из наиболее частых жалоб, с которыми сталкивается педиатр. Значительная часть школьников испытывают временные или постоянные трудности, связанные с нарушением сна.
Согласно исследования «Качество и параметры сна у школьников», проведенного Институтом биологии Карельского научного центра РАН среди детей в возрасте от 10 до 17 лет в 2017 году в России:
56% респондентов указывали на плохое качество
сна (более 5 баллов) и 19,5% жаловались на крайне
плохое качество сна (8 баллов и более)…Среди учеников с низкими и средними баллами продолжительность сна была на 18 мин короче по сравнению с более успешными школьниками.
Один из самых важных факторов сна — мелатонин. Это гормон, который является «внутренними часами» и позволяет человеку чувствовать сонливость. Для его синтеза требуется темнота или низкий уровень освещенности.
Несмотря на выработанный режим, подросток сталкивается с другими факторами, которые заставляют ложиться спать позже (впечатления за день, гаджеты, компьютерные игры и другие), тем не менее начало уроков школы остается неизменным. Это означает, что в школьные годы у ученика, в связи со сдвигом времени отхода ко сну, накапливается потребность в глубоком сне, которую ребенок компенсирует на выходных. В субботу и воскресенье на этот процесс уходит не менее половины дня — до обеда, и, в результате, вечером еще труднее уснуть, и начинается замкнутый круг!
Это также подтверждает исследование:
«В выходные дни продолжительность сна была на 2,5 ч
Институт биологии Карельского научного центра РАН
больше, чем в школьные дни (9,88 ч против 7,18 ч
соответственно).»
Качество сна может быть улучшено с помощью очень простых шагов, при этом специалисты рекомендуют привить ребенку полезные привычки, которые помогут нормализовать режим сна:
- Сделать детскую комнату и спальное место максимально комфортным! Выберите удобный матрас, одеяло, подушку. Убедитесь, что в комнате не слишком жарко или холодно.
- Освещение. Необходимо обеспечить вечернее освещение комнаты перед сном, и полное затемнение на ночь. Утром, когда прозвучит сигнал будильника, сразу открывайте шторы или включайте свет — это поможет ребенку быстрее проснуться. В течение дня комната должна быть максимально освещенной и закрывайте шторы только вечером! Если в комнате весь день темно, она посылает неправильные сигналы мозгу, и, поэтому, вечером будет сложнее заснуть.
- Используйте кровать только для сна! Чтобы ребенку было легче заснуть, необходимо, чтобы сознание ассоциировало кровать только со сном, а не, например, с выполнением домашней работы, просмотром фильмов, чтением и другими видами деятельности. Эти действия желательно выполнять в другой комнате. Но, если это невозможно, лучше выбрать другое место в своей комнате (например, сидя за столом или креслом).
- Избегайте использования электронных устройств по крайней мере за 30-60 минут до времени для сна! Свет, излучаемый экраном, и активные действия (например, чат, видеоигры, просмотр видео) не дадут ребенку уснуть.
- Постарайтесь отдохнуть 30 минут перед сном и «переключиться» от вещей, которые беспокоят ребенка! Определите заранее время, когда необходимо подумать о том, что произошло днем и составить план задач на завтра, чтобы не приходилось этим заниматься перед сном.
- Старайтесь соблюдать одинаковый режим сна в школьные и выходные дни! Время подъема и отхода ко сну в эти дни не должны отличаться более чем на час. Если ребенок спит до полудня в выходные, он не захочет вовремя ложиться спать вечером.
- Дневной сон. Если ребенок привык к дневному сну, то рекомендуется спать от 30 до 45 минут в течение дня (но не дольше!).
- Регулярные физические упражнения — улучшают настроение и помогают вам заснуть, но не занимайтесь активностями прямо перед сном.
- Еда: питайтесь регулярно и полезно в течение дня! Чтобы снять ощущение голода перед сном, можно съесть небольшую легкую закуску. Не следует увлекаться и потреблять большой объем или слишком жирную пищу — она будет мешать сну. Кроме того, не давайте ребенку слишком много жидкости перед сном, чтобы не приходилось часто вставать и ходить в туалет.
- Кофеин: не давайте ребенку продукты с кофеином в течение по крайней мере четырех часов перед сном, такие как кофе, энергетические напитки, кола и другие газированные напитки, зеленый и черный чай и шоколад. Кофеин является стимулятором и мешает уснуть.
Как правильно обустроить рабочее место будущего школьника
Когда начинается школа, дети возвращаются за парты. Выполняя домашнее задание или готовясь к тестам, ученик может проводить за столом несколько часов в день. Поэтому, чтобы сохранить здоровье вашего ребенка, важно отрегулировать рабочее место в соответствии с ростом и пропорциями ребенка.
Адаптируя место учебы к потребностям ребенка, во-первых, следует начинать со стула, во-вторых, отрегулировать высоту стола. Одна из наиболее важных задач родителей — обеспечить ученика учебной средой, которая не нанесет вреда его или ее здоровью, поможет ему или ей лучше сконцентрироваться и достичь желаемых результатов.
Детский стул
Высота стула правильная, если ребенок может удобно расположить ноги на полу, а угол между верхней частью тела и бедрами должен быть шире чем 90 градусов. При регулировке глубины посадки расстояние между передним краем сиденья и нижней частью ног должно составлять расстояние около четырех пальцев в ширину, что обеспечивает правильную циркуляцию крови к ногам.
При регулировке высоты спинки должна быть предусмотрена поддержка всей спинки вплоть до плеч. Этот тип поддержки поможет снять напряжение в спине и избежать боли.
Стол для школьника
Высота стола определяется положением рук от кистей до локтя. Высота стола считается оптимальной, если плечи находятся под углом чуть шире, чем 90 градусов от руки. При работе за столом руки до локтя должны опираться на стол, это снимает нагрузку с мышц шеи.
При использовании компьютера расположите монитор дальше от лица, чтобы не допустить дополнительной нагрузки на глаза. Не располагайте монитор на уровне глаз или выше, это может вызвать дополнительное напряжение.
Освещение детской комнаты
При адаптации рабочего места учащегося к его росту и пропорциям следует также обратить внимание на освещение. Недостаточное освещение стола и комнаты способствует усилению напряжения и даже головным болям.
Лучше всего, если рабочая среда ребенка освещается естественным светом, который наиболее приятен для глаз, поэтому желательно расположить стол ученика возле окна. Однако с приближением зимы время естественного освещения сокращается. В таких случаях необходимо позаботиться о качественном искусственном освещении. Например, лампа для чтения должна быть не менее 500 люкс (лк), это очень хорошая освещенность. Если говорить в целом об освещении детской комнаты, то, согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», рекомендуемая норма освещенности не менее 200 люкс (количество люменов разделенных на 1 кв. метр площади комнаты). Также желательно разместить светильники на потолке так, чтобы обеспечить равномерность освещенности всей комнаты. То есть не одна люстра с большим количеством мощных лампочек, а несколько потолочных светильников — будут предпочтительнее.
Рекомендуется брать лампы и светильники для детской комнаты с теплым спектром освещения 2700-3300 К (кельвинов): слегка желтоватый белый цвет помогает создать комфортную среду для глаз, и соответственно для рабочей атмосферы.
Ботинки со шнурками или без?
Для многих родителей, приобретающих сменную обувь для первоклассников, встает вопрос: шнурки или липучка? И как правило, последняя побеждает, так как, по сути своей, человек склонен идти более простым путем
Тем не менее, шнуровка — это очень хорошая вещь, которая способствует развитию детей. Развитию мелкой моторики рук, тренировке мозга потому, что завязывая шнурки, ребенок размышляет о последовательности своих действий.
Решая, какую сменку или спортивную обувь выбрать для ребенка при поступлении в школу, в случае, если ребенку нравится дизайн и он без негатива воспринимает шнуровку, можно смело будущему первокласснику покупать ботинки на шнурках. Однако, учтите, что под воздействием стресса, шума и новой обстановки шнуровка может принести ребенку дополнительное беспокойство. Поэтому, если возникали такие ситуации, когда ребенок беспокоится в связи со сложностями в переодевании обуви со шнурками, ему лучше купить обувь с более легким креплением — с липучками, с пряжками, «умными» шнурками или другими креплениями.
Умение завязывать шнурки не является самоцелью, которую должны уметь делать все дети в 1-ом классе, однако такой навык необходимо отработать. В качестве возможного решения, можно носить обувь со шнуровкой в выходные, когда есть время и спокойная атмосфера для закрепления навыков завязывания шнурков.
Как помочь ребенку подготовиться к школе
Родителям не надо паниковать, в случае того, что ребенок не посещал курс «подготовки к школе» или что дети не имеют доступа к необходимым учебным пособиям, тетрадям или рабочим листам.
Согласно рекомендациям Министерства образования и науки РФ первоклассник должен знать и уметь:
- уметь общаться со сверстниками и взрослыми;
- знать основные правила поведения;
- уметь слушать и понимать речь взрослого;
- уметь отвечать на вопросы и коротко рассказывать о себе: имя, фамилия, домашний адрес, имена членов семьи, что любит делать, во что любит играть;
- уметь выполнять простые устные задания взрослых.
Дети учатся везде, даже в самых повседневных ситуациях. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам и вашему ребенку подготовиться к школе:
- Почитайте ребенку перед сном, а затем обсудите то, что вы прочитали. Таким образом, вы будете развивать понимание ребенком текста и формировать интерес к чтению.
- Вовлекайте ребенка в домашнюю работу. Это будет не только способствовать развитию навыков самостоятельности ребенка, но и поможет ему чувствовать себя важным и полезным.
- Готовить еду вместе. Это открывает очень широкий спектр возможностей для обучения.
- Пишите больше от руки и вовлекайте в процесс ребенка. Например, попросите ребенка написать список покупок или список дел или план на день.
- Включите изучение математики в повседневную жизнь в веселой и непринужденной обстановке. Например, на прогулке посчитайте сколько ребят на площадке, а сколько из них катаются на самокатах или сидят в песочнице.
- Предложите ребенку делать наблюдения в долгосрочной перспективе. Увидеть детали — рассмотреть, какие растения растут в непосредственной близости: как они цветут и пахнут. Посмотрите, деревья вокруг, обсудите что такое кора дерева, какое строение у дерева: корни, ствол, листья. Сравните ваши наблюдения по мере их изменения.
- Учите ребенка управлять своими собственными вещами — ставить игрушки на место после игры, развешивать одежду, ставить грязную посуду на место и тому подобное.
- Поощряйте ребенка работать пальцами (рвать, клеить, переворачивать, строить, играть с песком) — это развивает мелкую моторику и мышцы пальцев, а также развивает мозг.
- Способствуйте здоровой самооценке ребенка. Хвалите ребенка за то, что он сделал хорошо, а не вообще (например: как хорошо он собрал игрушки).
- Помогайте ребенку найти решения, тем самым научив его быть более гибким и открытым для новых и необычных ситуаций.
- Расскажите, что на самом деле его ждет в школе (учитель, одноклассники, уроки), но не обещайте того, чего не знаете (будет много друзей, будет интересно).
Какие документы нужны для поступления в первый класс
Основной перечень документов для поступления в первый класс определяется Уставом школы. Тем не менее есть схожий во всех образовательных учреждениях список (приводится пример для России):
- Личное заявление родителя (законного представителя ребенка).
- Оригинал свидетельства о рождении ребенка.
- Свидетельство о регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории, за которой закреплена данная школа или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории.
- Оригинал документа, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) — например, паспорт.
Возможно вам понадобятся:
- медицинская карта ребенка, выписка из прививочного кабинета;
- копия полиса медицинского страхования ребенка;
- фото ребенка;
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- анкета (форма анкеты предлагается в школе).